https://www.facebook.com/sv.gymnasium/ ми часто публікуємо корисні для батьків матеріали і посилання, які допомагають розуміти дітей, себе і гармонізувати стосунки. Далі ви знайдете статтю (російською мовою), яка може змінити ваш погляд на хвороби." />
Тел.: (044) 452 24 03, (067) 327 30 15 (д/с), (067) 403 56 63 (д/с)
Бiльше, нiж просто якiсна освiта
/ Пси-служба Святошинської гімназії рекомендує прочитати

Новини

 Гру08

Пси-служба Святошинської гімназії рекомендує прочитати

На нашій сторінці в Fb https://www.facebook.com/sv.gymnasium/ ми часто публікуємо корисні для батьків матеріали і посилання, які допомагають розуміти дітей, себе і гармонізувати стосунки. Далі ви знайдете статтю (російською мовою), яка може змінити ваш погляд на хвороби.

ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА: ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Почему болеют наши дети? Действительно ли причины этого только в разнообразных вирусах, инфекциях, сквозняках и тому подобных вещах? Что делать, если болячки одна за другой так и липнут к ребенку? И как быть, когда иммунитет «трещит по швам» и для восстановления после болезни с каждым разом требуется все больше и больше времени?

Вы, уважаемые родители, часто задаете нам подобные вопросы…

И вот сегодня в рубрике: «СПРАШИВАЛИ? ОТВЕЧАЕМ!» психологическая служба Святошинской гимназии предлагает начать разбираться вместе.

ИНТЕРЕСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ…

Еще «отец психосоматической медицины» выдающийся немецкий врач Георг Гроддек (1866 - 1934) заметил, что выражения «сломать себе руку» или «разбить себе голову» звучат, по меньшей мере, странно. Как можно говорить, что ребенок сломал себе руку, если он ничего не сделал для того, чтобы причинить себе какой-то ущерб?

Тем не менее, в России и Германии, Италии и Франции, Англии и США говорят: он сломал себе руку или ногу. Он сам ударился, поскользнулся, ушибся, обжегся, заразился.

Мы говорим: «Подхватить болезнь». Итальянцы говорят: «Рigliare una malattia». По-английски заразиться гриппом - to catch a flu, по-французски - attraper la grippe. В разных языках используется одно и то же слово - схватить.

Обратите внимание, лекарство принимают, как дорого гостя, а болезнь хватают. Как будто больной не только заболел намеренно, но торопился и ждал подходящего случая. Ему повезло, представилась возможность, он ее не упустил, постерег и ухватил!

Если заболевший - не просто жертва, а активное действующее лицо, если он сам сделал что-то, что привело его к болезни, в его действиях должна скрываться какая-то цель (возможно, неизвестная ему самому), а у болезни должно быть какое-то скрытое предназначение.

КАКОВЫ ЖЕ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ?

В принципе, любая болезнь – это попытка привлечь к себе внимание. Если ребенок недополучает родительской любви, он начинает болеть. Вот тогда о нем переживают и заботятся. И малыш быстро понимает, что нужно делать, чтобы стать хозяином положения и обрести ценность для родителей.

Болезни маленького человечка — результат именно родительского психологического нездоровья. Если папа с мамой несчастны, ребенок вряд ли будет здоров.

Родители, занятые собой, своими переживаниями, конфликтами, проблемами, пытаются компенсировать отсутствие душевного тепла внешней заботой. Накормлен, напоен ребенок, одет - обут – чего еще нужно? У других и этого нет…

Однако этого категорически недостаточно.

Известный американский психиатр Смайли Блантон писал в своей книге "Любить или погибнуть: «Детям не нужно, чтобы вы «отдавали им лучшие годы жизни» и всю жизнь на них положили. Единственное, что им нужно, — это ваша безусловная любовь. Если ваша любовь к ребёнку безусловна, … вы легко дадите детям то, в чём они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи: уважение, доверие и безопасность».

Если в детстве нас не "долюбили" родители, потом мы всю жизнь будем требовать повышенного внимания от окружающих, сомневаться в себе и не доверять близким. Дальнейшие проблемы — зависимость от компьютерных игр, алкоголизм, наркомания и «куча» разных болячек.

Понятно, что ни одна мать в здравом уме и трезвом рассудке не пожелает всего этого своему ребенку, и происходит все по недомыслию, незнанию или неумению жить по-другому.

Но незнание, как вы знаете, не освобождает нас от родительской ответственности. И если все-таки допустить мысль, что и вправду ваш малыш не вылезает из болезней, потому что что-то не так в его окружении, то появляется реальный шанс вернуть ему здоровье.

И тогда, вместо того, чтобы искать причины нескончаемых простуд в открытой форточке, стоит честно посмотреть на атмосферу в семье и на ваши отношения с ребенком. Найдя истинную причину, вы будете точно знать, что менять и над чем работать. А бесценной добычей в этом поиске станет здоровая психика малыша и ваши с ним теплые доверительные отношения. Думаем, оно того стоит..

Итак, давайте попробуем проанализировать возможные психологические причины основных детских заболеваний.

ПРИНЦИП ДИАГНОСТИКИ ДОСТАТОЧНО ПРОСТ

ШАГ № 1.

Определяете больной орган. Например, если у ребенка ангина, то мы имеем дело с горлом.

ШАГ № 2 .

Отвечаете себе на вопрос: «Зачем этот орган необходим нашему телу? Каково его предназначение?» В горле (гортани) расположены голосовые связки, благодаря которым мы разговариваем, выражаем свои мысли, отстаиваем себя, просим о чем-то и т.д.

ШАГ № 3.

Переводите полученный ответ на психологический язык. Получается вот что: проблемы с горлом возникают не от холодной воды, а от чувства, что мы «не имеем права», от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку не закрывать рот, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло у него болеть не будет.

В п.3 можно помогать себе телесно ориентированными пословицами и поговорками, которыми изобилует любой язык. Например, «Наступить на горло собственной песне»,«Взять за горло», «Встало поперек горла» и т.д.

ИДЕМ ДАЛЬШЕ…

АЛЛЕРГИЯ свидетельствует о том, что в жизни ребенка есть некий постоянный непереносимый раздражитель. Это могут быть внешние обстоятельства или конкретный человек (как правило, близкий). Вспомните, как порой мы сами говорим о ком-то: «Он меня так раздражает. У меня на него аллергия».

Кроме того, аллергия всегда связана с каким-то внутренним противоречием. Одна половина личности ребенка к чему-то стремится, а другая подавляет это стремление. Например, люблю папу, хочу быть с ним ближе, но он бьет маму. И это меня пугает и отталкивает от него.

ДИАРЕЯ – страх, убегание. Помните, как перед экзаменом вас самих накрывала эта неприятность? За ней стоял страх… Очень сильный. Если у вашего ребенка расстройство желудка, попробуйте разобраться в том, что так сильно его пугает. А затем защитите, утешьте, и дайте понять, что вы всегда рядом и все будет хорошо. И проблема уйдет сама собой

ЖЕЛУДОК перерабатывает, переваривает все новое в нашей жизни («Стало колом в желудке», «Я его не перевариваю», «Ну ты и язва!»)

Если у малыша проблемы с желудком, значит, в его жизни есть кто-то или что-то, что он не в силах переварить. И еще, что ему очень страшно. Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.

ЗУБЫ нужны нам, чтобы пережевывать пищу или кусаться (если жизнь заставитJ). («Видит око, да зуб не ймет», «Иметь на кого-то зуб», «Он мне не по зубам» и т. д.)

Проблемы с зубами говорят либо о том, что ребенку, либо сложно пережевать то, что происходит в его жизни, либо в ситуациях, когда нужно «показывать зубы», защищать себя, он чувствует себя беспомощным..

ЗРЕНИЕ - это возможность видеть («Отвести глаза», «Глаза б мои на тебя не смотрели», «Правда глаза колет» и т. д.).

Когда маленький ребенок в очках, можно быть уверенным - что-то не в порядке дома, он в прямом смысле отказывается на что-то смотреть. А так как он не в силах изменить домашнюю ситуацию, то малыш буквально рассеивает свое зрение с тем, чтобы глаза потеряли способность видеть ясно.

Близорукость в раннем возрасте – это страх перед будущим. Ребенок не хочет смотреть вперед, т. к. со слов родителей его там не ждет ничего хорошего: "Вот вырастешь – узнаешь!", "Вырастешь — поймешь как трудно живется/зарабатывается ", « Вырастешь, дворником будешь!» и т. д.

Косоглазие бывает у деток, когда мама говорит одно, а папа – другое. И ребенку нужно совместить разные точки зрение либо выбрать одну из них. Что часто бывает просто невозможно.

ИЗЛИШНИЙ ВЕС — не что иное, как нужда в защите. Ребенок ищет защиту от боли, критики, оскорблений, неуверенности и наращивает защитный слой. Кроме того, если он чувствует себя незначимым, «пустым местом», то, таким образом, он, как бы «набирает вес» в фактическом и психологическом смысле.

КОЖА защищает нас от воздействий внешней среды и как бы отделяет от нее. Представьте, если бы ее не было… Жуть… («Кожей чувствую»).

Кожные проблемы – это всегда - «пробой защиты», свидетельство глубокой незащищенности, которую чувствует ребенок. Ему настолько небезопасно, что он пытается держать всех на расстоянии, чтобы хоть как-то защитить себя (от завышенных требований, от претензий, от критики и т.п.). Ведь мы интуитивно стараемся не прикасаться к людям, имеющим кожные дерматиты и т.п. заболевания. Таким образом, ребенок создает защитную дистанцию между собой и другими людьми. При этом наверняка очень страдает от одиночества и испытывает сильную потребность в эмоциональной близости. В результате – налицо — мощнейший внутренний конфликт, который и порождает аллергии и разного рода дерматиты.

НАСМОРК – это - внутренние слезы («Кто весел, а кто и нос повесил»).

Если у вашего ребенка насморк, спросите себя: «Что он оплакивает? О чем сожалеет и горюет?» Найдете и устраните причину. Насморк пройдет.

ТРАВМЫ - это всегда очень больно. Именно поэтому они служат способом самонаказания за чувство вины, как правило, навязанное взрослыми.

"Ай-яй-яй! Как тебе не стыдно?!" «Ты очень меня разочаровал!» Если ребенка часто винят за проступки, оценки, «неправильное» поведение и т. д., он чувствует себя плохим, виноватым. А любая вина всегда ищет наказания. Результат – сбитые коленки, ушибы и ссадины, переломы и т.п. травмы…

УШИ символизируют способности слушать и слышать («Больно слышать», «Уши вянут», «В уши ваты наложить» и т. д.)

Когда у ребенка проблемы с ушами (отиты, воспаления, снижение слуха, серные пробки и т.п.), это значит, что в его жизни происходит нечто такое, что он наотрез отказывается слышать. У детей часто бывают боли в ушах. Это пример наивысшего раздражения в отношении того, что они слышат. Ведь им, бедным, приходится выслушивать дома все то, чего слышать совсем не хочется. Выражать свой гнев ребенку запрещено, а так как он практически не в силах что-либо изменить, то эта невозможность и приводит к боли в ушах.

ПОДВОДИМ ИТОГ

Перечень детских заболеваний можно продолжать достаточно долго. Но если вы уже поняли, каков ваш «вклад» в нездоровье собственного ребенка, начните совершенствоваться в искусстве воспитания детей! И, хотя никто из нас не застрахован от ошибок, заниматься профилактикой все равно «выгоднее», чем годами лечить навязанные детям неврозы. Только в этом случае вы и ваш малыш сможете быть по-настоящему счастливы и здоровы!

С уважением, Психологическая служба Святошинской гимназии

http://sg-school.kiev.ua/