Тел.: (044) 452 24 03, 232 04 46 (д/с), (067) 403-56-63 (д/с)
Бiльше, нiж просто якiсна освiта
/ Інклюзивна освіта: питань більше, ніж відповідей

Новини

 Вер06

Інклюзивна освіта: питань більше, ніж відповідей

Долгое время отечественная система образования делила детей на "нормальных" и "инвалидов", которых, как правило, не брали в обычные школы и детские сады. В таком подходе, бесспорно, присутствует своя логика и свой здравый смысл. Дети с особенностями развития нуждаются в специальных методиках преподавания, в специалистах с соответствующей квалификацией, в специальной организации пространства и во многом-многом другом, чего обычная школа обеспечить не может. Это одна сторона медали.

Но есть и другая. Она состоит в том, что дети с сохраненным интеллектом, но при этом и с особыми потребностями оказались в дискриминированном положении. Они не имеют доступа ни к качественному образованию, ни к социальной адаптации, ни к нормальной самореализации в дальнейшей жизни. Их проблемы, по большому счету, оставались проблемами исключительно их родителей. Общество же до недавнего времени предпочитало отводить взгляд от данной проблемы и откупаться мизерными пособиями.

Сегодня ситуация меняется. С высоких трибун много и часто говорят о необходимости внедрения инклюзивных подходов в практику работы обычных школ и детских садов. Какую реакцию это вызывает? По нашим наблюдениям, достаточно часто - негативную. Эта тема пугает и директоров, и учителей, и родителей.

Как учить таких детей? Ведь обычный учитель не владеет необходимыми методиками и приемами и не имеет необходимой специальной подготовки. Не заберет ли, не оттянет ли инклюзивный ребенок на себя все внимание учителя от других детей класса? У инклюзивных детей могут присутствовать особые телесные признаки или эмоциональные проявления. Как это будет воспринято другими детьми? Не напугает ли их это? Не станут ли дети с особыми потребностями изгоями среди своих сверстников в неподготовленной школьной среде?

И таких вопросов - бесчисленное множество. Ответов на них, к сожалению, пока очень мало. Мы решили поискать их самостоятельно. И сегодня мы делимся с вами первыми открытиями.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ

Раньше образовательная работа основывалась на принципе РАЗЪЕДИНЕНИЯ: нормальные дети идут в обычные школы, дети с особыми потребностями - в специальные интернаты. Затем стал применяться принцип ИНТЕГРАЦИИ: инклюзивные дети диагностировались, и далее их пытались интегрировать в обычные детские коллективы.

И, наконец, был сформирован современный ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ 2 СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ подход – совместное обучение обычных детей и детей с особыми потребностями в специально выстроенной системе, которая подходит всем детям и не ущемляет ничьих прав и интересов.

ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИНОГО ПОДХОДА

Инклюзивный подход предполагает, что в своей работе педагог отталкивается не от диагноза, не от того, что с ребенком «что-то не так», а от сохраненных, сильных сторон его личности. Развивая их, учитель (воспитатель) автоматически компенсирует и развивает ослабленные части. То есть педагог акцентирует внимание и строит работу не на дефекте, который он «чинит», а на том, как происходит продвижение к «плюсам».

«Не стоит слишком копаться в диагнозах, - говорит Марина Крисов (Тель- Авив, Израиль) - Ведь мы точно не можем знать, кто ставил этот диагноз и каков был уровень квалификации этого специалиста. Мы акцентируем внимание на сильных сторонах, а развивая их, дополняем слабые».

Кроме того (и это очень важно!) – ХОРОШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ СИСТЕМА ВЫСТРОЕНА ТАК, ЧТО ОНА ПОДХОДИТ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Но для построения подобной системы необходимо привлечение опытных профессионалов, глубоко чувствующих и понимающих суть инклюзии (а есть ли такие в Украине?), а также серьезных человеческих и материально-технических ресурсов. Ну и, конечно же, грамотных законодательных инициатив и поддержки на уровне государства.

Очень интересна в этом ключе практика внедрения инклюзивных подходов в школах Израиля. Она свидетельствует, что для построения системы инклюзивного образования в конкретном учебном заведении,

необходимо обязательное наличие 6 ПРИНЦИПОВ, а именно:

1. Готовность руководства школы принять на себя ответственность за планируемые изменения.

2. Готовность к изменениям среди учителей, их мотивация на работу по созданию инклюзивной среды.

3. Постоянная совместная командная работа всего педагогического коллектива по разработке, согласованию и внедрению инклюзивных подходов в учебно-воспитательный процесс.

4. Просветительская и партнерская работа с коллективом родителей, где родители детей с особыми потребностями – равноправная часть родительского коллектива.

5. Создание инклюзивной объединяющей среды путем объединения 2-х систем – стандартной и «особой» на уровне объединения целей и задач. Перенос акцента со «ЧТО мы делаем?» (ЧТО мы преподаем и КАК мы это преподаем, какие методики используем?) на «ЗАЧЕМ мы это делаем»?

6. Обязательное наличие системы дополнительных услуг, которая включает в себя:

6.1. Наличие тьюторов при детях с особенностями развития.

Тьютор – это индивидуальный «переводчик» при ребенке. Его основная задача - индивидуальная поддержка ребенка.

Тьютор нужен, когда у ребенка наблюдаются сложности:

  • с поведением;
  • в общении;
  • с усвоением учебного материала.

Тьютор может быть:

- «Внешним», т.е. нанятым родителями ребенка;

- «Внутренним», т.е. предоставляемым учебным заведением и являющимся членом педагогического коллектива;

- «Скрытым» - никто, кроме родителей ребенка и команды педагогов, не знает о том, что этот человек - тьютор.

На попечении одного тьютора может быть не более 3-х инклюзивных детей из 1-го класса.

6.2. Наличие системы дополнительного обучения с коррекционными педагогами;

6.3. Распределение учебного времени в следующих пропорциях:

- не более 30% учебного времени ребенок с особыми потребностями проводит вне класса на индивидуальном обучении с соответствующими специалистами. Здесь он изучает тот материал, который не может усвоить, взять в группе.

- 70% - в классе среди детей (либо с тьютором, либо без него). Это зависит уже от особенностей каждого конкретного ребенка.

Таким образом, уже очевидно, что внедрение инклюзивного образования в практику работы общеобразовательных школ и детских садов требует глубокой и вдумчивой подготовки, а именно:

  • широкого общественного и профессионального обсуждения;
  • изучения зарубежного опыта;
  • подготовки соответствующих кадров;
  • наличия вдохновленных своей профессией тьюторов;
  • выработки здравых норм относительно количества инклюзивных детей на каждый отдельный класс;
  • серьезного финансирования;
  • и многого-многого другого.

Здесь нельзя спешить. Очень хочется, чтобы первые шаги инклюзивного образования в Украине были продуманными, взвешенными и системными. В противном случае высокая идея на практике превратится в обычную профанацию, а заложниками этого станут наши дети.

Святошинская гимназия выражает свою искреннюю благодарность за профессиональную консультацию по вопросам инклюзивного образования педагогическому консультанту по направлению «special education», международному консультанту по коррекционной и инклюзивной педагогике Марине Крисов (Тель- Авив, Израиль).

С уважением,
психологическая служба
Святошинской гимназии

P.S.

Изначально эта статья была опубликована на странице Святошинской гимназии в Facebook. Присоединяйтесь к нашей страничке, чтобы быть в курсе оперативных новостей школы и садика гимназии!