на сторінці Святошинської гімназії у Facebook із назвою "ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕРТВА, ПАЛАЧ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ или история про «Бедного зайчика»". Ця стаття допоможе вам зрозуміти краще себе і знати, як поводитись у випадку, якщо ваша дитина грає в "бідного зайчика. " />
Тел.: (044) 452 24 03, (067) 327 30 15 (д/с), (067) 403 56 63 (д/с)
Больше, чем просто хорошее образование
/ / / Пси-служба СГ рекомендует: статья о "бедных зайчиках"

Новости

 Ноя27

Пси-служба СГ рекомендует: статья о "бедных зайчиках"

Психологічна служба Святошинської гімназії підготувала для вас статтю, яку на цьому тижні ми публікували на сторінці Святошинської гімназії у Facebook із назвою "ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕРТВА, ПАЛАЧ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ или история про «Бедного зайчика»". Ця стаття допоможе вам зрозуміти краще себе і знати, як поводитись у випадку, якщо ваша дитина грає в "бідного зайчика. 

ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕРТВА, ПАЛАЧ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ 
или История про "бедного зайчика"

Каждый из нас, наверняка, сталкивался в жизни с людьми, которые во всех своих жизненных неудачах и проблемах винят кого угодно, кроме самих себя. «Если бы не он, мы были бы прекрасной парой!», «Если бы не правительство, я бы был миллионером», «Если бы не погода…», «Если бы не родители…», «Если бы не начальник», «Если бы не гороскоп»…

Обвинять кого-то другого, конечно же, легче и в чем – то даже приятнее, чем брать ответственность за собственные выборы и поступки на самого себя. Ведь тогда это «Они» – ПЛОХИЕ, ЗЛЫЕ, ГЛУПЫЕ, ЖЕСТОКИЕ, а я – ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ и абсолютно невинная ЖЕРТВА обстоятельств, беспомощная, страдающая и так нуждающаяся в поддержке, опеке и понимании… Ну просто настоящий БЕДНЫЙ ЗАЙЧИК!

Знакомая картинка? Думаю, да…

Взаимодействовать с такими людьми очень непросто. Да и им самим тоже «не сахар» жить на этом свете. Откуда берутся подобные стратегии поведения и как воспитывать ребенка, чтобы он в итоге не превратился в «Бедного зайца»?

Частично о ВОЗМОЖНЫХ ИСТОКАХ формирования «стратегии Жертвы» мы уже рассказывали в нашей статье про влияние перинатального опыта на формирование личности человека.

Коротко описать их можно следующим образом.

В случае, если роды затянуты (длятся более 8 часов), ребенок в утробе матери переживает очень тяжелые времена. После «райского» 9-тимесячного all-inclusive, наступает время схваток (2-я матрица по С. Грофу). Оно переживается ребенком как сильнейшее эмоциональное и физическое насилие, по силе своей сравнимое с инквизиторскими пытками и страданиями узников концлагерей. Страшное давление на каждый сантиметр тела, перебои с кислородом, голод, физическая боль, одиночество, ужас, отчаяние, обреченность и полная безнадежность. Шейка матки долгое время закрыта и ВЫХОДА НЕТ! В этих условиях ребенок чувствует, что некая внешняя сила делает с ним нечто ужасное, а он бессилен что-либо изменить.

Это и есть та точка, где зарождается позиция жертвы: «Что бы я не делал, все напрасно! Выхода нет!», «Меня все бросили!», «Они меня мучают!», «Я никому не нужен!».

Такой ребенок приходит в этот мир с тщательно прописанным на теле глубоко травматичным пытом внешнего давления. В связи с этим в дальнейшей жизни во всех сложных резко меняющихся ситуациях, он, как правило, будет отождествлять себя с жертвой и стремится обвинять других в своих бедах. И связано это с тем, что травматичное событие, происходящее в настоящем, всегда будет отсылать его назад, к соответствующему перинатальному материалу, тем самым оживляя его старую эмоциональную и физическую боль. И он, по сути, будет реагировать не только на текущую ситуацию, но и на раннюю, фундаментальную травму своей жизни.

Эта травма формирует наши базовые убеждения и верования, которые так или иначе мы реализуем в своей жизни в виде поступков, выборов и конкретных моделей поведения. За счет этого программа «жертвы» усугубляется еще и биографическим опытом. Если человек верит, что мир опасен, и каждый в нем просто мечтает его обидеть, унизить и оскорбить, то рано или поздно так оно, в конце концов, и случается.

Потому что, ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕРТВА, ТО ПАЛАЧ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ! А «страдалец» в этом случае с удовлетворением сможет констатировать: «Ну вот, я же говорил!» И все, круг замкнулся! Ожидания оправдались, убеждения укрепились и все выходит на новый виток..

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ, КАК ЖЕРТВА?

Для начала, стоит обратить внимание на то, что подобная стратегия имеет свои, очень выгодные «страдальцу», бонусы и «вкусные конфетки», а именно:

• СНЯТИЕ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее. Это же все «они» виноваты, а не я! Следовательно, мне не за чем меняться, нечего осознавать и исправлять! И, более того, я этого и не могу сделать, поскольку ситуация не мной создана и не от меня зависит;

• ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Это особенно актуально, когда родительского внимания реально (или в воображении) не хватает.

Например, однажды ребенок улавливает, что папа, который обычно очень занят, в случае, когда его сына обижают, бросает все и спешит его защитить, приободрить, научить себя отстаивать, поддержать, обнять и сделать еще много чего, на что в обычной жизни у него не особо хватает времени. Что будет в этом случае делать ребенок? Конечно же, активно эксплуатировать тему: «Меня обидели», чтобы добрать у отца недополученное внимание.

• ВОЗМОЖНОСТЬ МАНИПУЛИРОВАТЬ ЛЮДЬМИ.

Например, заставить требовательного папу переключиться с контроля на защиту или погрузить мама в вину и добиться от нее таким способом того, что мне нужно, или обвинить кого-либо, подставить его под наказание и таким образом выиграть борьбу за власть или отомстить.

Также важно спокойно проанализировать обнаруженную у ребенка жертвенную стратегию с точки зрения:

1. истории его рождения – как именно все происходило и как могло повлиять на ребенка? Ребенок, как и вы, не виноват, что появился на свет именно таким образом. Но понимание взаимосвязей позволит вам более терпимо и здраво относиться к происходящему;

2. атмосферы в семье, которая может усугублять склонность ребенка к ощущению себя жертвой. Например, когда 4-хлетнему ребенку поручается отвечать за младшего братика или сестру. Старший в любом случае не справится и будет виноват, потому что для него это непосильная задача.

Или когда мама, которой тяжело далась беременность, начинает «грузить ребенка виной»: «Ох, как мне было тяжело тебя носить! А пока рожала тебя, чуть не умерла!». Мамины обвинения давят на ребенка, но изменить что-либо он бессилен. Ведь он же не может вернуться обратно и родиться по-другому, так, чтобы маме было легче.

3. наличия в вашей семье других поклонников стратегии «бедного зайчика». Может быть, в ближайшем окружении малыша есть яркий пример для подражания?

4. сути происходящих ситуаций. Наверняка в них есть постоянно повторяющаяся константа. Попробуйте ее вычленить и назвать. Ответьте себе на вопрос о том, как именно называются те «грабли», на которые раз за разом наступает ваш ребенок? Что общего во всех тех ситуациях, где сын или дочка снова и снова оказывается в роли жертвы? Если школы меняются, но в каждой из них ребенок все равно не может найти себе друзей, может быть дело все-таки не в одноклассниках? Если каждый раз в роли злого обидчика оказываются исключительно девочки или, наоборот, только мальчики, может быть дело не столько в них, сколько в скрытом конфликте с матерью или отцом?

В любом случае, вычленение этой сути точно очертит и конкретизирует проблему и позволит взаимодействовать с ней более целенаправленно и осознанно. А значит и более эффективно!

Ну, а дальше, спокойно и последовательно начинайте приучать ребенка к поиску личной ответственности за каждую неприятную ситуацию, в которой он оказывается. Учите его осознавать свои истинные выборы, а не прикрывать их фальшивыми оправданиями. Тщательно вникайте в его жалобы, в каждой ситуации находите его часть ответственности за происходящее и возвращайте ее ребенку.

«Получил плохую оценку? Учитель, говоришь, плохо объяснил тему? А что именно ты сам сделал, чтобы эту тему понять лучше? Ничего? Почему? Что можно и нужно сделать, чтобы исправить данную проблему? Давай наметим план конкретный действий…»

Обязательно будьте при этом любящими, внимательными, неравнодушными родителями. Но при этом будьте родителями, которые не поддерживают привычку постоянно жаловаться, обвинять и оправдываться, а учат осознанно преодолевать трудности, собственные страхи и ограничения.

Ведь завтра наших детей встретит взрослая жизнь. И тогда только от них будет зависеть, станут они ее Жертвами или Творцами и Созидателями. Мы верим в лучшее. И ДА БУДЕТ ТАК!

С уважением, 
Психологическая служба Святошинской гимназии

Каждый из нас, наверняка, сталкивался в жизни с людьми, которые во всех своих жизненных неудачах и проблемах винят кого угодно, кроме самих себя. «Если бы не он, мы были бы прекрасной парой!», «Если бы не правительство, я бы был миллионером», «Если бы не погода…», «Если бы не родители…», «Если бы не начальник», «Если бы не гороскоп»…

Обвинять кого-то другого, конечно же, легче и в чем – то даже приятнее, чем брать ответственность за собственные выборы и поступки на самого себя. Ведь тогда это «Они» – ПЛОХИЕ, ЗЛЫЕ, ГЛУПЫЕ, ЖЕСТОКИЕ, а я – ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ и абсолютно невинная ЖЕРТВА обстоятельств, беспомощная, страдающая и так нуждающаяся в поддержке, опеке и понимании… Ну просто настоящий БЕДНЫЙ ЗАЙЧИК!

Знакомая картинка? Думаю, да…

Взаимодействовать с такими людьми очень непросто. Да и им самим тоже «не сахар» жить на этом свете. Откуда берутся подобные стратегии поведения и как воспитывать ребенка, чтобы он в итоге не превратился в «Бедного зайца»?

Частично о ВОЗМОЖНЫХ ИСТОКАХ формирования «стратегии Жертвы» мы уже рассказывали в нашей статье про влияние перинатального опыта на формирование личности человека.

Коротко описать их можно следующим образом.

В случае, если роды затянуты (длятся более 8 часов), ребенок в утробе матери переживает очень тяжелые времена. После «райского» 9-тимесячного all-inclusive, наступает время схваток (2-я матрица по С. Грофу). Оно переживается ребенком как сильнейшее эмоциональное и физическое насилие, по силе своей сравнимое с инквизиторскими пытками и страданиями узников концлагерей. Страшное давление на каждый сантиметр тела, перебои с кислородом, голод, физическая боль, одиночество, ужас, отчаяние, обреченность и полная безнадежность. Шейка матки долгое время закрыта и ВЫХОДА НЕТ! В этих условиях ребенок чувствует, что некая внешняя сила делает с ним нечто ужасное, а он бессилен что-либо изменить.

Это и есть та точка, где зарождается позиция жертвы: «Что бы я не делал, все напрасно! Выхода нет!», «Меня все бросили!», «Они меня мучают!», «Я никому не нужен!».

Такой ребенок приходит в этот мир с тщательно прописанным на теле глубоко травматичным пытом внешнего давления. В связи с этим в дальнейшей жизни во всех сложных резко меняющихся ситуациях, он, как правило, будет отождествлять себя с жертвой и стремится обвинять других в своих бедах. И связано это с тем, что травматичное событие, происходящее в настоящем, всегда будет отсылать его назад, к соответствующему перинатальному материалу, тем самым оживляя его старую эмоциональную и физическую боль. И он, по сути, будет реагировать не только на текущую ситуацию, но и на раннюю, фундаментальную травму своей жизни.

Эта травма формирует наши базовые убеждения и верования, которые так или иначе мы реализуем в своей жизни в виде поступков, выборов и конкретных моделей поведения. За счет этого программа «жертвы» усугубляется еще и биографическим опытом. Если человек верит, что мир опасен, и каждый в нем просто мечтает его обидеть, унизить и оскорбить, то рано или поздно так оно, в конце концов, и случается.

Потому что, ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕРТВА, ТО ПАЛАЧ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ! А «страдалец» в этом случае с удовлетворением сможет констатировать: «Ну вот, я же говорил!» И все, круг замкнулся! Ожидания оправдались, убеждения укрепились и все выходит на новый виток..

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ, КАК ЖЕРТВА?

Для начала, стоит обратить внимание на то, что подобная стратегия имеет свои, очень выгодные «страдальцу», бонусы и «вкусные конфетки», а именно:

• СНЯТИЕ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее. Это же все «они» виноваты, а не я! Следовательно, мне не за чем меняться, нечего осознавать и исправлять! И, более того, я этого и не могу сделать, поскольку ситуация не мной создана и не от меня зависит;

• ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Это особенно актуально, когда родительского внимания реально (или в воображении) не хватает.

Например, однажды ребенок улавливает, что папа, который обычно очень занят, в случае, когда его сына обижают, бросает все и спешит его защитить, приободрить, научить себя отстаивать, поддержать, обнять и сделать еще много чего, на что в обычной жизни у него не особо хватает времени. Что будет в этом случае делать ребенок? Конечно же, активно эксплуатировать тему: «Меня обидели», чтобы добрать у отца недополученное внимание.

• ВОЗМОЖНОСТЬ МАНИПУЛИРОВАТЬ ЛЮДЬМИ.

Например, заставить требовательного папу переключиться с контроля на защиту или погрузить мама в вину и добиться от нее таким способом того, что мне нужно, или обвинить кого-либо, подставить его под наказание и таким образом выиграть борьбу за власть или отомстить.

Также важно спокойно проанализировать обнаруженную у ребенка жертвенную стратегию с точки зрения:

1. истории его рождения – как именно все происходило и как могло повлиять на ребенка? Ребенок, как и вы, не виноват, что появился на свет именно таким образом. Но понимание взаимосвязей позволит вам более терпимо и здраво относиться к происходящему;

2. атмосферы в семье, которая может усугублять склонность ребенка к ощущению себя жертвой. Например, когда 4-хлетнему ребенку поручается отвечать за младшего братика или сестру. Старший в любом случае не справится и будет виноват, потому что для него это непосильная задача.
Или когда мама, которой тяжело далась беременность, начинает «грузить ребенка виной»: «Ох, как мне было тяжело тебя носить! А пока рожала тебя, чуть не умерла!». Мамины обвинения давят на ребенка, но изменить что-либо он бессилен. Ведь он же не может вернуться обратно и родиться по-другому, так, чтобы маме было легче.

3. наличия в вашей семье других поклонников стратегии «бедного зайчика». Может быть, в ближайшем окружении малыша есть яркий пример для подражания?

4. сути происходящих ситуаций. Наверняка в них есть постоянно повторяющаяся константа. Попробуйте ее вычленить и назвать. Ответьте себе на вопрос о том, как именно называются те «грабли», на которые раз за разом наступает ваш ребенок? Что общего во всех тех ситуациях, где сын или дочка снова и снова оказывается в роли жертвы? Если школы меняются, но в каждой из них ребенок все равно не может найти себе друзей, может быть дело все-таки не в одноклассниках? Если каждый раз в роли злого обидчика оказываются исключительно девочки или, наоборот, только мальчики, может быть дело не столько в них, сколько в скрытом конфликте с матерью или отцом?

В любом случае, вычленение этой сути точно очертит и конкретизирует проблему и позволит взаимодействовать с ней более целенаправленно и осознанно. А значит и более эффективно!

Ну, а дальше, спокойно и последовательно начинайте приучать ребенка к поиску личной ответственности за каждую неприятную ситуацию, в которой он оказывается. Учите его осознавать свои истинные выборы, а не прикрывать их фальшивыми оправданиями. Тщательно вникайте в его жалобы, в каждой ситуации находите его часть ответственности за происходящее и возвращайте ее ребенку.

«Получил плохую оценку? Учитель, говоришь, плохо объяснил тему? А что именно ты сам сделал, чтобы эту тему понять лучше? Ничего? Почему? Что можно и нужно сделать, чтобы исправить данную проблему? Давай наметим план конкретный действий…»

Обязательно будьте при этом любящими, внимательными, неравнодушными родителями. Но при этом будьте родителями, которые не поддерживают привычку постоянно жаловаться, обвинять и оправдываться, а учат осознанно преодолевать трудности, собственные страхи и ограничения.

Ведь завтра наших детей встретит взрослая жизнь. И тогда только от них будет зависеть, станут они ее Жертвами или Творцами и Созидателями. Мы верим в лучшее. И ДА БУДЕТ ТАК!

Психологическая служба Святошинской гимназии