Школьное образование Сингапура – номер один в мире
На протяжении 2015-2016 учебного года ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) оценивала качество систем школьного образования в 72-х странах мира. Для этого было проведено тестирование PISA, в ходе которого 540 тыс. учеников в возрасте 15 лет выполнили задания по естественным наукам, чтению, математике и коллективному принятию решений. Максимум внимания исследователи уделили научным дисциплинам, которые определяют современную экономику и социум.
6 декабря 2016 года были оглашены итоги тестирования PISA:
- лучшие результаты в мире показали ученики Сингапура;
- превосходные результаты показали также школьники Японии, Эстонии, Финляндии и Канады.
Научно-методический центр Святошинской гимназии подготовил краткую выжимку выводов, которые ОЭСР сделала в результате тестирования. Из выжимки вы можете проследить основные тенденции современного среднего образования в мире – и сравнить их с теми задачами, которые ставит перед школьниками украинское образование вообще и ваша семья в частности.
ОБЩИЙ ВЫВОД ТАКОВ:
«… результаты тестирования ОЭСР PISA-2015 подчеркивают, что в контексте массивных объемов информации и молниеносных изменений, каждому человеку просто необходимо обладать «научным складом ума», чтобы быть в состоянии взвешивать аргументы и делать выводы, чтобы понимать, что научная «истина» способна изменяться с течением времени, что новые открытия происходят по мере понимания человеком сил природы, технологических возможностей и ограничений».
Развернутые результаты вы найдете далее.
***
«Десятилетие прорывов в науке, к сожалению, не принесло прорывов в преподавании естественных наук в школах», — заявил генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа во время доклада в Лондоне. – Каждой стране есть к чему стремиться, даже лидирующей. Пока уровень безработицы среди молодежи высок, пока растет социально-экономическое и гендерное неравенство, пока есть острая необходимость активизации всестороннего развития во многих странах, необходимо прилагать максимум усилий, чтобы каждый ребенок имел возможность получить лучшее образование».
1. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
- Каждый 10 ученик из государства-члена ОЭСР, и каждый 4 ученик Сингапура показал превосходные результаты в изучении естественных наук.
- Каждый 5 из тестируемых продемонстрировал уровень знаний меньше базового.
- Только в Канаде, Эстонии, Финляндии, Гонконге (Китай), Японии, Макао (Китай), Сингапуре и Вьетнаме 9 из 10 учеников в возрасте 15 лет успешно овладели базовыми знаниями, которыми должны обладать выпускники школы.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ В ЧТЕНИИ И МАТЕМАТИКЕ
- В среднем, около 20% учеников из государств-членов ОЭСР не смогло продемонстрировать базовые навыки чтения. Данное соотношение не менялось с 2009 года.
- Среди стран-членов ОЭСР, гендерный разрыв в навыках чтения сократился на 12% в период с 2009 по 2015 год: результаты мальчиков улучшились, особенно среди успешных учеников, в то время как показатели девочек ухудшились, в частности среди отстающих в учебе учениц.
- Каждый четвертый ученик из Пекина, Шанхая, Цзянсу, Гуандуна (Китай), Гонконга (Китай), Сингапура и Китайского Тайбэя продемонстрировал отличные знания математики, это лучший результат, чем где-либо.
3. ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
- Различия по половому признаку в изучении естественных наук, как правило, меньше, чем в чтении и математике, но, в среднем, в 33 странах и государствах, процент более успешных учеников, выше, чем процент успешных учениц. Финляндия является единственной страной, где девочки показали более высокие результаты в изучении наук, чем мальчики.
- Каждый четвертый ученик заявил, что он хотел бы работать в научной сфере, однако разница в выборе карьеры очень велика: девочки, в основном, выбирают сферу здравоохранения, в то время как мальчики хотят стать ИКТ специалистами, учеными или инженерами.
4. КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛАХ
- Время, проведенное учениками за учебой, и качество преподавания естественных наук влияют на применение наук и ожидания от овладения профессиями, связанными с науками, гораздо больше, чем качество оборудования и персонала научных отделов, а также квалификация учителей, преподающих естественные науки.
- Ученики больших школ чаще получают более высокие оценки за изучение естественных наук, и чаще, чем ученики небольших школ, планируют освоить научную профессию в будущем. Однако, ученики небольших школ склонны вести себя более дисциплинировано на научных уроках, а также реже пропускают или опаздывают на занятия, после учета социально-экономического уровня учеников и школы.
- В тридцати странах и государствах второгодничество стали применять реже в 2015 году по сравнению с 2009, только в пяти странах данный показатель вырос в течение указанного периода. Применение второгодничества сократилось как минимум на 10% в Коста-Рике, Франции, Индонезии, Латвии, Макао (Китай), Мальте, Мексике и Тунисе.
5. УРОВЕНЬ ПРЕПОДАВАНИЯ И РАСХОДЫ
Расходы на одного ученика в системе начального и среднего образования с 2006 года выросли почти на 20%, но лишь в 12 из 72 стран и государств в течение этого периода вырос ещё и уровень преподавания. Среди них как страны с наиболее эффективными образовательными системами, например, Сингапур и Макао (Китай), так и с менее эффективными — Перу и Колумбия.
6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ УСПЕХ ОБРАЗОВАНИЯ
В докладе генерального секретаря ОЭСР также были названы успешные политики и линии поведения, которые применили страны:
- высокие и равные требования ко всем ученикам;
- отменное качество преподавания;
- оказание поддержки малообеспеченным ученикам и бедным школам;
- а также разработка последовательных и долгосрочных стратегий.
РАВЕНСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
«Достижение большего равенства в образовании является не только необходимым условием социальной справедливости, но и двигателем экономического роста и основой социального равенства», — добавил господин Гурриа.
- Канада, Дания, Эстония, Гонконг (Китай) и Макао (Китай) достигли высокого качества преподавания и равенства в образовании. Ряду государств также удалось улучшить равенство в образовании, особенно Соединенным Штатам. Однако в Австралии, Чехии, Финляндии, Греции, Венгрии, Новой Зеландии и Словакии процент успешности среди учеников упал ровно настолько, насколько выросло количество отстающих учеников.
- Ученики из малообеспеченных семей в 3 раза чаще демонстрируют низкую успеваемость, а ученики-иммигранты показываю невысокие результаты в обучении в 2 раза чаще, чем не иммигранты.
- В среднем, в странах с относительно большим количеством учеников-иммигрантов, высокая концентрация учеников-иммигрантов в школе не влияет на ухудшение успеваемости учащихся, после учета социально-экономического уровня учеников школы.
Доклад, включая анализ по странам, резюме и все данные, доступен для ознакомления по ссылке www.oecd.org/pisa.
Проверьте ваши знания естественных наук ответив на несколько вопросов из тестирования PISA-2016.
С более подробной информацией о новой онлайн программе совершенствования школьной системы PISA вы можете ознакомиться на сайте www.pisa4u.org.